Врагом
будешь? – Буду! Роль противника на военных играх
в детском лагере.
За врагами я, парень
русский,
Наблюдаю, гневно дыша.
Палец твердо лежит на спуске
Безотказного ППШа.
В течение
нескольких лет клуб «Охотники
за удачей» проводит игровые и приключенческие смены
в детских лагерях, основанные на реальных ИСТОРИЧЕСКИХ
событиях, и мы бы хотели поделиться своими наблюдениями
за тем, как дети играют роли «противников» и как это
влияет на них.
К сожалению, вся история
человечества далеко не мирная. Только 300 лет без
войны за последние 3,5 тысячелетия, как утверждают
историки: противоборство сторон, вероломство, печали
и беды, «свои» и «враги». И если со «своими» все
понятно, то зачисление детей в стан противника на
наших исторических программах вначале вызывало бурные
споры.
В 2008
году состоялся первый историчный детский сплав «Тайна
генерала»
по событиям гибели 33-й армии СССР в 1943 году, попавшей
в окружение. Наше первое видение было, что дети должны быть
исключительно героями и бойцами Красной Армии, а врагами–немцами
будут взрослые с устоявшимся отношением к историческим событиям
и миропониманием «что такое хорошо, и что такое плохо».
В
«Тайне генерала» реализовать этот подход не составляло особого
труда: детей 16 человек, взрослых 5 человек и их вполне
хватало на роль захватчиков. Но, буквально после первого
же игрового дня часть детей захотела перейти и играть на
стороне противников вместе с взрослыми!
Туристический
водный поход проходил в местах реальных боевых событий,
и, мы видели, как дети реагируют на найденные окопы,
остатки блиндажей и обелиски с фамилиями погибших бойцов,
и как они сопереживали тем событиям.
При этом было не важно,
на чьей стороне они «воевали». Дети часто менялись
ролями и переходили из одной армии в другую, и это
не создавало никаких проблем.
Через год к «мужскому празднику»
23-го февраля стартовала программа «Юный
защитник» по мотивам
Советско-финской войны 1939-1940 года. После рассказа о
событиях тех лет и объяснения правил игровых сражений,
ребятам предложили самостоятельно выбрать, на чьей стороне
они хотят выступать. Проблемы выбора играть за своих «красных»
или противников «финнов» у детей в лагере вообще не возникло.
Ребята
с легкостью выбирали себе армию, основываясь на вполне
практичных, можно сказать вполне взрослых, подходах.
Они шли за ярким, харизматичным командиром, чем больше
действий предстояло совершить армии, тем более привлекательной
она становилась; сильней манила наиболее оснащенная
армия, а также та, к которой примкнули друзья. Не последнюю
роль играла и форма, как оказалось, - это притягательный
магнит: круто выглядеть нравится всем.
Мы
не ставили перед собой задачу сформировать у ребят
какое-то конкретное мнение о той войне, только хотели,
чтобы они знали, что история нашей страны очень многогранна.
На прощальном огоньке в лагере юные воины делились
эмоциями, взахлеб пересказывая события дня, оценивали
на свой лад «правых и неправых» в войне СССР и Финляндии.
И вот пришло время нашим играм
по сюжету «Дом Павлова» в детском лагере «Форпост»
и программе «Битва
за Москву». Опять возникал вопрос: «Захотят ли дети
играть врагов? Как они к этому отнесутся?»
Все-таки,
современная киноиндустрия почти ежегодно выпускает
фильмы о Великой отечественной войне, и яркий крайне
негативный образ немцев-захватчиков, не ушел в далекую
историю. До начала активных игровых действий мы постарались
рассказать детям о тех событиях, особо подчеркнув,
что война – это не компьютерная игра, ее нельзя пройти
несколько раз. Рассказать, что и в армии противника
не все могли разделять захватнические цели правительства,
но были вынуждены воевать… и только после этого задавали
вопрос «Кто за кого хочет играть?»
Кто-то шел в одну
армию, а кто-то выбирал противоположную. Никакой закономерности
в том, что роль захватчика выбирали какие-то особые
или «сложные» дети не было!
Дети
погружались в события, выпускали пар, рьяно участвовали
в боевых действиях, но не переносили отрицательные черты
своих персонажей на общение с другими участниками. Для них
игра оставалась игрой! Да, они могли спорить о каких-то несправедливостях
в игре, может и более эмоционально, чем мы предполагали,
но на мирную после игровую жизнь свое недовольство не переносили.
Игровые «враги» после сражений шли вместе в столовую, дружно
обсуждали прошедшие события и мирно жили вместе в одних комнатах
:)
Имея
на сегодня уже 10-ти летний опыт различных военных игр с
детьми, мы можем смело утверждать, что детей не оставляют
равнодушными исторические события отыгранные ими в лагере.
Подобные программы позволяют узнать ребятам много нового,
интересного, и формируют в детях уважение к героям, памяти
и через это – любовь к Родине, даже если они выбирают роли
противников. И если ребёнок на вопрос: «В сегодняшней игре
играть за врагов будешь?», отвечает: «Буду!» - это нормально
и нет в этом никакой «ущербности» или «не патриотичности»!
Авторы статьи:
Владимир Коврижин и Дмитрий Мартынов.
P.S. Несколько ссылок
на статьи о проблеме "войны и врагов" в детских
играх, интересные на наш взгляд.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Соглашение о конфиденциальности персональной информации. Политика обработки персональных данных